Москва, ул. Старокачаловская, д. 5, ТЦ Квадрат, эт. 2, пав. В18. Карта проезда
Пн-Пт:
10:00 — 19:00
Сб-Вс:
10:00 — 18:00
Мы на связи:
Корзина 0 е
Мы на связи:

Самовары братьев Шемариных

История мастеров

Купцы, братья Шемарины, родились в Воронежской губернии. Всего в семье было пятеро братьев. Родоначальником мастерской является Иван Родионович Шемарин. Он был обычным крестьянином, но смог добиться освобождения от работы на помещика, накопить денег и открыть свое дело. На это решение повлиял и переезд семьи в Тулу. Событие это произошло в 1887 году. Именно здесь старший сын женился на Пелагее Гудковой, имевшей в качестве приданого небольшую самоварную фабрику.

Уже к 1896 году у семьи было два перспективных завода, которые постоянно совершенствовались, чтобы выпускать более качественные самовары. Мастерами были 3 брата, именно они изготавливали самовары своими руками и контролировали их качество. Остальные 2 брата занимались рекламой своей продукции, а также вели бухгалтерию.

Успех предприятия позволил в 1899 году открыть собственный торговый дом, поставив в его названии фамилию и украсив родовым гербом — орлом. В течение следующих 5 лет братья развивали заводы, возводили новое здание, построили склад для хранения продукции и сарай для материалов, а также закупили современное по тем меркам оборудование. В 1904 году оборот предприятия позволил ему занять второе место и приблизиться по популярности к заводу Баташева. Через 9 лет на заводе работало 700 человек. Выпуск самоваров достигал 6000 штук в месяц, а продажей занималось еще около 1000 человек. Документальные подтверждения свидетельствуют о том, что в начале 20 века фабрика выпускала не менее 100 различных видов самоваров, топившихся на дровах. Были и необычные модели, особенностью которых была работа на спирту. Для спиртовых самоваров, братьями даже был приобретён специальный патент.

Производство остановилось во время Первой мировой войны, а Торговый дом прекратил свое существование в 1917 году, то есть после революции. Через год заводу было присвоено новое название, соответствующее веяниям эпохи: «Имени Ленина», следующие 15 лет производство занималось выпуском автогаражного оборудования. Судьба братьев, бывших владельцами фабрики, неизвестна — есть данные о том, что они покинули страну, другая информация указывает на то, что они продолжали жить в России, пытались восстановить собственное дело, но потерпели неудачу.

Выставки и достижения

Ценности изделиям и его популярности добавляло участие мастеров в различных выставках. По сохранившимся сведениям, к 1910 году компания посетила и приняла участие более чем в 20 различных международных мероприятиях. Так в 1889 году за участие в парижской выставке была выиграна ценная награда — «Большая серебряная медаль». Через 2 года мастера завоевали почетную грамоту на выставке самоваров, проходившей в Глазго. В 1906 году фабрика удостоилась чести стать официальным поставщиком чайной атрибутики, аксессуаров и самоваров ко двору персидского шаха. От шаха, продукция удостоилась особой награды - Золотая звезда. Через год мастера выполнили заказ Императора на 5 детских самоваров малого объема. Также за активную благотворительную деятельность и высокое мастерство один из братьев, Александр Шемарин, был удостоен почетной награды императора – серебряной медали «За усердие». Выполняя заказы для высших слоёв общества, самовары обрамлялись серебром или золотом, с фурнитурой из древесных пород благородных сортов.

Медали и стоимость

Медали на самоварах и клеймо рода были обязательными, если самовары проходили строгий контроль владельцев предприятия. Известно, что использовалось около 20 различных типов медалей. Также на каждом из самоваров была эмблема предприятия. Важно учитывать, что количество медалей и клейм на изделиях братьев Шемариных зависит от года выпуска. Соответственно, чем старше самовар, тем больше на нем будет медалей, возрастает стоимость и ценность для коллекционеров. Клеймо о том, что Торговый дом семьи поставлял свою продукцию в Персию пользуется особой известностью. Также имеется клеймо, указывающее на то, что изделия доставлялись ко двору императора. Ставились также клейма с указанием способа изготовления самовара, например, «Заводское никелирование».

Поскольку продукция фабрики выпускалась только до 1918 года, ее ценность высока. Цена формируется исходя из таких факторов, как состояние самовара, его внешний вид, наличие элементов декора и необходимых деталей (крышки, краны, ножки, ручки). Самыми дорогими будут экземпляры, покрытые серебром или золотом, а также выполненные на заказ.